ВЫБОР БОКСА

Сила маркетинга или швейцарские часы в России

‍    Никто не знает почему в России торговая марка  Tissot прочно ассоциируется с понятием "швейцарские часы", точно также совсем непонятно почему торговая марка  Sea & Sea прочно засела в умах российских подводных фотографов при слове бокс для подводной камеры.

‍     Ведь и то, и другое, по сути своей, есть второразрядные брэнды, выпускающие масс-продукцию (по русски ширпотреб) для широких слоев рынка с ограниченной покупательной способностью. И в той, и в другой марке есть общие признаки: весьма посредственный дизайн, низкая цена и отсутствие каких-либо новшеств. Справедливости ради, заметим, что  Tissot имеет весьма симпатичную модель Баллада (как автокварц так и механика), а  Sea & Sea наконец-то "поимело" широкий порт из стекла (от субподрядчика) и металлическую заднюю крышку (вместо пластика, это через 10 лет-то). Но, кроме всего вышеперечисленного, что странным образом их объединяет, так это Российская цена, гораздо более высокая чем зарубежная.                       Неграмотность покупателей (а, может быть просто недостаток знаний в этом вопросе) формирует более высокие цены по сравнению с другими странами? Посмотрите сколько стоит  Sea & Sea в Японии или в Азии. Скорее всего будет дешевле слетать из Москвы в Сингапур чтобы купить в розницу бокс для Никон Д300, чем получить его в магазине в Москве.


‍    Но, не будем тратить время над головоломками российской экономики, лучше поговорим более подробно о самих подводных боксах. Ведь всем известно низкое качество продукции  Sea & Sea , кто не маялся с шестеренками фокусировки и зума?, у кого не протекал бокс с его силиконовыми кольцами? а, легко царапаемые порты из акрила? как насчет веса и качества лакокрасочного покрытия? (см фото) почему же когда ныряльщик становится подводным фотографом и пытается найти бокс для своей зеркалки, то в 90 случаях из 100 он начинает с  Sea & Sea ? Думается, что с одной стороны это наша неграмотность, а с другой стороны узость рынка для этой продукции, плюс комплексность оценки которую клиент должен проделать при выборе бокса, являются всему виной. Не забудем и то, что ширпотреб пришел первым на рынок РФ и это тоже важный фактор. Как бы то ни было, оглянитесь вокруг, не спешите инвестировать в ширпотреб.

ПРОИЗВОДСТВО


‍    По сути дела, мелкосерийное производство боксов налажено только Германщине, Австрии и Японии (Nexus). Правда, есть попытки сделать что-то приемлемое и в Корее. Бизнес-модель этого производства в 90 случаях из 100 представляет собой семейную компанию купившую станок с ЧПУ и разместившую свои производственные ресурсы в размере хорошего московского гаража. Все делается "руками" в индивидуальном порядке и производством это можно назвать с натяжкой.

‍    Только  Sea & Sea несколько выбивается из этой линейки, по причине того, что имеет основное производство - вспышки для подводной съемки и выпускает их в массовом количестве. Производство боксов, как бы второстепенное, хотя тоже массовое.

Корейские товарищи, хотя и с некоторым запозданием, все же пытаются занять свою нишу и предлагают отдельные модели под специфические камеры (очень популярно в Корее выпускать довольно дешевые и низко-качественные боксы под бюджетные модели зеркалок как никон так и кэнон).


ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕТАЛИ


‍    Практически все металлические боксы изготавливаются по одной и той же технологии. А именно- выточка бокса на станках с ЧПУ (застарелый термин, но понятный большинству  читателей) из цельного куска банального алюминия (точнее алюминиевого сплава). Но, дьявол он, как говорится в мелочах. Вроде бы, что тут такого, купи себе станок и точи в массовом порядке уменьшая свои расходы и увеличивая прибыль. Но, не тут то было. Оказывается дизайн это то, что отличает один бокс от другого. Пластиковая задняя крышка (дешевле конечно, но только хуже) или металлическая (более надежная в смысле деформации/герметизации), стекло или пластмасса в портах, точный расчет всех размеров и правильная конструкция всех этих кнопочек и рычажков или тяп-ляп на глазок (а ля корея). 


КАЧЕСТВО


‍    Автор долго думал какие показатели качества боксов можно использовать для их сравнения. Как вообще объяснить/оценить качество бокса? Ведь Кроме маркетинговых трюков (к примеру черный или серебристый цвет чтобы "не отпугивать рыбок") должно же быть что-то еще? К примеру, точность изготовления деталей, контроль качества на всех этапах производства какие-нибудь конструктивные параметиры и тп.

‍     И вот буквально на днях, общаясь в кругу друзей обсуждали как хорошо в боксе  SECAM или  Sea&Sea иметь возвратные пружинки. Причем хозяин  Sea&Sea бокса имел весьма веский аргумент- курок-то иначе не возвращается... Вот те раз.. как не возвращается? Да так, тугой он, плохо проворачивается. Странно, у бокса Нексус, он не просто возвращается, но и дает возможность прочувствовать обратную пружину самой кнопки фотоаппарата... то есть, в таком случае, не нужно иметь возвратную пружину, вы можете просто чувствовать половину нажатия кнопки затвора или ее полное нажатие как при фотографирование без бокса. Что это? Дизайн/точость изготовления/расчета как показатель качества? И как скажите это объяснить человеку который выбирает свой первый бокс? И кто собственно знает вышесказанное даже из опытных подводных фотографов? Как объяснить человеку, который выбирает свой первый бокс, что у Нексус самый тонкий корпус, максимально приближенный к камере и как следствие самый компактный и легкий? Поймет ли он?Оценит? (Хагефут пошел по другому пути- "у нас будет самый тяжелый и массывный"... зато дизайн "космический", как впрочем и цены).


‍     В последней поездке, автора просто поразил комментарий одной девушки (которая фотографирует старым никоном в нексусе) о боксе  SECAM для Кэнон Мк2: "Какой он (бокс) тяжелый и громоздкий, ручки неудобные (действительно трудно удержать) и почему курок затвора такой тугой?" Действительно почему? 

‍    Как "увидеть" размер Субала для того же Мк 2 до его покупки. Недавно один товарищ попросил помочь ему купить пеликановский чемодан (про пеликан это отдельная история). Так вот оказалось, что в тот чемодан, в который входит полный комплект Нексуса (с портами и вспышками), Субал в той же комплектации просто не входит по размеру (про вес просто молчим). То есть, модель чемодана одинаковая, также как и комплектация, но не входит и все тут. Соответственно, нужно брать чемодан большего размера, который нельзя будет брать с собой в самолет и придется сдавать в багаж. Вспоминается как вязли/тонули в российской грязи танки тигры и как пролетала по этой грязи 34ка. Шутки, шутками, но перевес багажа это 100США за килограм и несколько полетов в Азию будут стоить вам нового бокса.

‍    Как насчет управления прижимом ролика управления в кэнонах (см фотографию ниже)? Кто не жаловался на то, что в дорогущих европейских боксах сменить режим в топ моделях кэнона вопрос везения (зацепит или не зацепит ролик бокса ролик камеры). Что же мешало хваленому немецко-австрийскому "качеству" сделать такую конструкцию, где прижим регулируется вручную?

‍     Конечно бархатная "прокладка" (автор долго думал как избежать двусмысленности в этом слове) в дорогой австрийской продукции увеличивает ее стоимость (конечно с точки зрения маркетинга и глупости покупателя) в разы, но когда слышишь из уст маститых фотографов, что при "небольшой протечке это спасет бокс", то становится просто смешно.

‍    Сколько копий было сломано в попытках выяснить, что лучше: байонет или резьба портов. Более того, австрийский производитель даже совместил этих "коня и трепетную лань", что в прочем не помешало боксу одного уважаемого питерского товарища протечь. Не спасла ни бархотка, ни байонет вместе с резьбой в одном флаконе. Чистите кольца от песка и никакой бархотки или сигнализации протечки не будет нужно. Ну, а чем сложнее конструкция (в смысле коней и ланей), тем меньше надежность не так ли?

‍    И очень сложно определить другие параметры по которым эту продукцию можно выбирать. Ведь именно дизайн отразится напрямую на эксплуатации. Легкий или тяжелый, громоздкий или компактный, надежный или нет (особенно в кнопках), со стеклом в портах или пластмассой, с правильно подобранными усилиями пружин и размерами как кнопок и рычажков или со "стандартными корейскими элементами". Сравните бокс  Sea&Sea и  Нексус для  Canon 5D . Какой массивный и тяжелый корпус в  Sea&Sea , как туго ходят кнопки и примитивно сделан рычаг спуска, и как все легко, удобно и просчитано в Нексус. А, ведь разница в цене не космическая. Хотите узнать что такое "силиконовые кольца" и чем они "хороши" в Sea&Sea? Скорее всего узнаете в первой нырялке, когда силиконовые изделия своей статикой притянут весь мусор вокруг и после закрытия вы по-прежнему будете гадать: протечет или не протечет.  Похоже, что дизайн (а, именно конструктив) есть единственный критерий качества этой продукции. 

‍    Давайте посмотрим на других производителей.. Хагефут с его ключом закрывания/открывания бокса.. ну как могло прийти в голову инженеру создававшему этот продукт , что открытие бокса должно происходить посредством специального ключа.. это примерно как американский автомат с батарейкой по сравнению с КАЛАШНИКОВЫМ где нибудь в арабской пустыне (или на сафари чтобы быть более точным). Насколько вероятна ситуация когда по прибытию на борт, скажем где-нибудь в Папуа, когда вы уже отошли от причала, у вас не окажется ключа? Просто забыли дома, потеряли, уронили. Даже имея чек-лист и собираясь в поездку 3-5 раз в год, все равно что-нибудь да забываешь. Ну, а если это ключ? Что тогда? И главное зачем собственно ключ? Чтобы сделать массивную футуристическую форму бокса? Гхм, дело вкуса...

‍    До сих пор непонятно почему инженеры Субала делают самые тяжелые и массивные боксы среди подобных? Комплекс неполноценности танка Тигр по сравнению с 34кой? А, как насчет перевеса багажа при полете из Московии в Азию где каждый лишний килограмм обойдется вам в сотню долларов? И, главное зачем тяжелое и массивное? Наверное чтобы не раздавило давлением воды? Ага, в Марианской впадине...


‍    Конечно же эта статья субъективна. Автор непростым, можно сказать, эволюционным путем пришел к Нексус. Скажем так, ну зачем покупать Австрийские боксы, когда лучше дизайн и меньший вес/размер у Японских. Да и стоит это дешевле. Где-то автор читал, что основатель и хозяин австрийского производства ездит (или летает, кому как) на Майбах (или вертолете, кому на чем), так почему же покупатели должны оплачивать его бензин? Или есть какая-то другая подоплека его высоких цен? Ах да, Еврозона (уж простят меня еврозоновцы)...

‍    В конце концов остается исключительно маркетинг: кому-то понравится "серебро" которое якобы не отпугивает рыб, кому то черный цвет который якобы их привлекает ;о) все это дело вкуса. Если вы в курсе технических деталей и уже разобрались, что собственно вам нужно от бокса/фотоаппарата, то далее просто руководствуйтесь экономическими законами и здравым смыслом. Хотите ширпотреб, пожалуйста покупайте " Tissot -  Sea&Sea" , но не жалуйтесь когда понадобится давить изо всех сил на рычаг кнопки затвора, или если зубья механизма зума обломаются в самый неподходящий момент (или просто перестанут двигать этот самый самый зум), но вспомните про волшебное слов (правильно-  ШИРПОТРЕБ ). Вы же платили за это качество/дизайн? 


‍    Хотите прихвастнуть самым дорогим боксом? Нет проблемы, заплатите за горючее Майбаха в Австрии и хвастайтесь на здоровье. Но, если вы фотограф и разбираетесь в фотографии/технике/механике, то выбирайте что-то надежное, удобное и имеющее разумную цену.


Июль 2008 г.