МАКРО

Макро съемка и 5 секретов успеха

    Многие подводные фотографы часто отзываются о макро фотографии, как о чем-то прикладном, не имеющем отношения (с их точки зрения) к искусству. Якобы широкий уголъ "проявляет" истинный талант фотографа, когда композиция играет основную роль, а сам объект, как бы отходит на второй план (к примеру, обыкновенный ныряльщик с фонариком в руке на фоне проема/входа подводной пещеры или рядом с затонувшим кораблем, или в составе композиции коралла и тп. и тд. продолжать можно бесконечно).

     Хочется не согласиться с этой ,по сути своей, обывательской точкой зрения и напомнить уважаемым маститым оппонентам, что в макро съемке есть , как "широкое макро", когда вы снимаете малоразмерный объект широкоугольным объективом, намеренно искажая перспективу и совмещая "коня и трепетную лань" (большое и маленькое) в одном флаконе, так и "обычное макро", когда вы используете макро объективы, фотографируя очень маленькие подводные объекты. И применительно как к первому, так и ко второму случаю, по-прежнему работают как правила композиции, так и собственно таланта фотографа.     Более того, в случае с макро съемкой, объект (а, точнее его необычность и интересность) возможно играет главную роль. 

    Не стоит воспринимать эту статью как попытку навязать точку зрения. Автора, в отличии от "других" (не стиральных порошков, но фотографов) привлекает как широкоугольная съемка (где он по-прежнему учится у других мастеров), так и различная макро съемка (где возможно он преуспел чуть больше). Эта табличка, своего рода, напоминалка как начинающим, так и опытным подводным фотографам, на что обратить внимание в макро съемке под водой. 

    А теперь пять “секретов”:


ОБЪЕКТ


Это, наверное, самое главное. Объект-то нужно ещё найти и самое главное он должен быть интересным. Лупа здесь может быть хорошим помощником, причём даже для хороших глаз. И, чем больше вы знаете об объекте, его местах обитания, повадках, тем лучше же для вас. По мере накопления опыта, возможно вы будете знать о морских обитателях не  на много меньше, чем морские биологи.


ФОКУС


Резкость, а точнее наводка на нее, возможно самый главный элемент в макро съёмке. Можно посоветовать не пользоваться удобными режимами а ля "наводка на ближайший объект". Попробуйте самую простую "наводку на резкость по центру" и для кадрирования просто перемещайте аппарат с наполовину нажатым курком. Угловые насадки также будут очень кстати (потому как дополнительно увеличивают картинку). Не забывайте об извечной борьбе между "разрешающей способностью объектива" и глубиной резкости, которая  связаны посредством диафрагмирования первого. Причём, разные объективы имеют разную зависимость между этими двумя взаимоисключающими параметрами. Автор сравнивал 60мм никор с тамроном 90мм и 70-180мм никор и с удивлением обнаружил, что "немцу хорошо, то русскому смерть". Вы можете выжать максимум глубины резкости из вашего объектива и все лапы маленького крабика будет также резки, как и его глаза, только "резкости" этой будет грош цена, по причине  отсутствия деталей (дифракцию никто пока не отменял, да пикселы на пзс слишком малы... поищите не эту тему посредством гугл, найдёте много интересного).


КОМПОЗИЦИЯ


Не будем повторяться на тему избитых композиционных приёмов круга, треугольника и правила четвертей. Просто не забывайте, что даже самый маленький и интересный объект только выиграет от правильной композиции. Экспериментируйте с "углом зрения" и различным фоном. Вспомните как Дюбиле помещал голожаберников на специальную белую, угловую подставку и таким образом публиковался в National Geo? Спорный вопрос правильно ли он делал, но безусловно фон это важная часть снимка.


АССИСТЕНТ


Вы можете иметь топ камеру вместо с топ боксом и нырять в топ местах, но если в самый интересный момент у вас просто не хватит рук, что бы отклонить  эту веточку, которая "влазит в кадр" при попытке снять коменсальную креветку которую вы так долго искали и планировали снять. Именно тут-то вы и поймёте важность помогающих сторонних рук. Выбирайте дайвмастера, который как минимум понимает что от него хотят, а уж если ваша подруга сможет вам ассистировать, то можно сказать, что ситуация находится под полным контролем.


СВЕТ


Конечно же фотография, не зависимо "макро" или "широкого угла", это светопись и расположение вспышек возможно является ключевым моментом, определяющим успех самой съёмки. Экспериментируйте как с углами расположения вспышек, так  и собственно с количеством вспышек. В общем случае, рассеиватель на  вспышке даст более мягкое освещение, что в свою очередь придаст больший объем снимку.. Боритесь с паразитными отражениями от взвеси в воде через управлением расположением вспышек. иначе проведёте ни один час убирая мусор фотошопом .



Июль 2008 г.