КОНКУРСЫ

Конкурсы подводных фотографий.

‍    Конкурсы ,  конкурсы ,  конкурсы ,  большие и маленькие ,  международные и доморощенные ,  с призами и без ,  платные и не совсем ( даже если бесплатный ,  но вы все равно уже потратили энную сумму на саму съемку и /или печать ).  Сколько их развелось нынче в " подводном мире ".  И " черепахи плавающие "  и " дельфины золотые ",  даже почти каждый американский университет и тот пытается иметь свой конкурс .  Готовили вы ,  готовили свои шедевры ,  посылали на разные конкурсы ,  но результата все нет и нет . То " марлины "  обойдут ваших " тюленей ",  то уже чьи - то " тюлени "  обойдут ваших " рыбок "...  В категориях пейзажей побеждают черепахи и рыбы ,  в категориях макро совсем заурядные коньки ...  А ,  в категории подводное портфолио ,  вообще победили дети ..  да ,  да дети снятые в бассейне ..  не верите ,  посмотрите в интернете результаты британского фестиваля BUIF 2009.  Всего-то нужно было сходить в бассейн ,  сфотографировать детей и получить первое место в категории " портфолио " ведущего подводного конкурса Великобритании. А вы наверное на Лембех ради этого съездили?

Что это предвзятость ? Или непрофессионализм ? Скорее и то и другое вместе взятое . 

И если предвзятость может быть разная :


  • по " национальному признаку " ( когда на выставке ADEX  прошедшей в Бангкоке вторые места были отданы Тайцам );
  • по " географическому признаку " ( когда в большинстве конкурсов университетов сша первые места отдаются своим же студентам );
  • по " дружескому признаку ",  все тот же пресловутый ADEX ( и друзья организаторов );


‍    Причем, редвзятость эта самая простая проблема .  Ведь рано или поздно она просто убьет конкурс. Ну, кто будет посылать на тот же самый конкурс свои работы на следующий год, если все стало очевидным в этом году (см выше). Конечно есть инерция и конечно если вы не перестанете пить пепси, то с ней, то бишь с пепси ничего не случится. Но, конкурс это не пепси и за последние 10 лет хорошо видно как одни конкурсы исчезают (или агонируют), но другие по прежнему живут и развиваются. Попробуйте спросить у фотографов из Москвы, которые посылали фотографии на 

ADEX -2009 пошлют ли они на следующий год? Вряд ли…


‍    Как бы то ни было, на сегодняшний день основным "бичом" большинства конкурсов, является банальная НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ или непрофессиональность  как судей ,  так впрочем и самих организаторов . Посмотрите, к примеру, как проходило судейство основной Азиатской выставки ADEX этого года (там несколько файлов, посмотрите на их сайте).  Вот ответьте себе на вопрос ,  послали бы вы свои шедевры (которые безусловно считаете самыми лучшими ) на такой конкурс если бы знали что вас будут так судить ?  Послушайте внимательно как проходит само судейство ...  Если бы вы знали ,  что из трех судей ,  только один является подводным фотографом ,  а двое других просто близкие друзья организатора ,  из которых один вообще не ныряет ,  а другой ныряет довольно редко и является просто издателем журнала (где организатор конкурса является совладельцем) ,  стали бы вы посылать свои шедевры на этот конкурс? Когда в категории " морские пейзажи "  побеждает технически очень слабый снимок  ( посмотрите слева, здесь не видно насколько это был слабый снимок с пикселизацией ,  плохой резкостью ,  искаженным цветом ),  а шикарные пейзажи Белощина (см.справа) просто игнорируются .  Когда в категории " макро " побеждает кто ? правильно рядовой “сквад лобстер” (ниже слева) снятый в лоб с сильнейшей пикселизацией, а значит и кропом и явным отсутствием резкости ( похоже по фамилии автора ,  судя по всему тут имеет место предвзятость " по дружескому "  признаку ),  а в категории " морские животные" побеждают не поданные вовремя ( даже не попавшие в галерею напечатанных снимков вышедших в финал )  снимки крупных рыб (на самом деле хорошие снимки, но порядок должен быть порядком, не так ли?). И напоследок, в конце конкурса мистическим образом исчезают третьи места (просто взяли и исчезли ,  организаторы разослали подтверждение финалистам с указанием только первых и вторых мест ).  О какой компетентности тут может идти речь ?  Обратите внимание на комментарии судей. "Я видел много фотографий солнечных лучей под водой"- говорит сторожил National Geographic и отвергает две потрясающие работы Белощина давая высочайший бал фотографии рядовой кораловой рыбки с мантой на заднем плане (и это в категории МОРСКИЕ ПЕЙЗАЖИ?!!!). Прислушайтесь к другим комментариям другого судьи, к примеру, редактора журнала : " отличная фотография.. эта фотография мне нравится... хорошо.." и т.п. и т.д. И это судейство категории макро?!!! Вдумайтесь ,  разве возможно такое на Антибах ?  Или на Beneath the Sea  в США ?  Черепахи ,  акулы ( или дельфины ,  кому как нравится ),  что их всех объединяет ? Догадались ? Правильно , отсутствие оценочных категорий и профессионалов ( подводных фотографов )  в жюри . Попробуйте узнать ,  есть ли у кого - нибудь из судей персональная страничка с его шедеврами ?  И шедевры ли там ? Спросите как можно с их точки зрения сравнивать марлина и черепаху ?  даже если она, черепаха шикарно снята ? 

А это что за дипломированное "лучшее морское и речное животное" (см. справа)?  Чем juvenal bat fish лучше к примеру хватающего добычу мантиса (снятого художественно, по всем правилам композиции и корректно с точки зрения техники )?  Что лучше олень или антилопа ?  Почему -  то судьи решили что лучше будет черепаха ; о ) ( или juvenal bat fish ,  кому что нравится ).  Ну да ладно ,  все это от лукавого ...  Ведь вы же знаете что ваши работы хороши так ведь ?  Посмотрите сколько в России хороших подводных фотографов ,  загляните на ЖЖ или Фотосайт .  Спросите этих фотографов давно ли они занимали места в различных конкурсах ?  В большинстве случаем получите ответ :  а мы и не участвуем ,  все слишком предвзято . ..


‍    Субъективизм или несколько строк про агностицизм в подводной фотографии . 

Многие считают что субъективность восприятия есть главная проблема в оценке подводной фотографии .  На самом деле, субъективность оценки, это тема отдельного разговора .  Действительно сложно определить что лучше медуза против солнца или филиппинский банкас тоже напротив солнца ( практически одна и та же категория ).  Но о каком субъективизме может идти речь, если элементарно сравниваются "рак и щука"? Вспоминается как автор показал несколько десятков своих фотографий одноклассникам (11  национальностей из различных возрастных и расовых групп),  а потом, те же фотографии, нескольким друзьям профессиональным подводным фотографам . Какого же было изумление ,  когда проявилась четкая корреляция как в одной группе ( одноклассники ), так и в другой ( фотографы ),  причем полностью противоположная друг другу.  Все фотографирующие люди выбрали одни и те же снимки.  В " контрольной "  группе, хотя и велик был разброс ,  но то же была видна корреляция, однако по совсем другим фотографиям. Если фотографы выбирали системно ( техника ,  редкость объекта , художественная ценность ), то непрофессионалы выбирали как правило просто более зрелищный снимок, несмотря на его явные технически ляпы. Отчасти этот подход можно проследить и в доморощенных конкурсах (под словом доморощенный здесь имеется ввиду некомпетентный ,  независимо от страны ).  Выбирается просто более зрелищный снимок, а уж что там изображено, насколько качественно/технично не важно. Обратите внимание, какой тут " системный " субъективизм, порожденный скорее некомпетентностью . 

‍    Но пойдем от сложного к простому ,  например ,  причем здесь субъективизм, когда элементарно сравнивают черепаху и марлином ?  Ну чем черепаха лучше ?  Может быть она духовно ближе кому либо из судей (может быть судья был в прошлой жизни черепахой) ? Или наоборот, чем потрясающий снимок креветок на медузе ( мистический кадр )  хуже марлина?  Не находите ли вы ,  что сравниваться должны эти шедевры в своих категориях ?  Так причем здесь " субъективность восприятия мира" ? Все оказывается гораздо проще, раздели свой конкурс на категории и проблема почти исчезнет (почти, потому что в одной и той же категории может быть несколько талантливых работ, но об этом ниже).

‍        Количество призов ,  а точнее мест весьма важный показатель . Представьте ,  вы организатор конкурса ,  и вы мудро разложили все работы по категориям :  парнокопытных к парнокопытным, насекомых к насекомым, птиц к птицам. Однако вот незадача, по "птицам" прислали ТРИ очень талантливые работы, к примеру: "птица" под водой (скорее всего гагара), "птыца" (орел наверное) парящий высоко над морем и "птыц" (может быть журавль) на гнезде. Все работы просто потрясающего технического и художественного качества. Вот незадача, что же делать, когда для "всэх птыц "есть только один приз (и соответственно место). Опустим пока как будут выбирать судьи финального "птыца", но если нет дифференциации мест (так и хочется сказать штанов), то конечно же два из трех будут незаслуженно выброшены в корзину, так ведь? Ни что, вам эта ситуация ничего не напоминает? Где-то это уже было и не так давно ;о) Так вот, что бы такого не было, серьезные конкурсы имеют "золото, серебро и бронзу". 


‍    Что же можно сделать в этой ситуации ?  Как - то недавно ,  один начинающий ,  но похоже талантливый фотограф спросил -  на какие конкурсы имеет смысл посылать свои шедевры. На субъективный взгляд автора, скорее всего, имеет смысл посылать на Антибы и Beneath the Sea ( лучшие конкурсы Европы и Америки ).  Эти два конкурса являют собой пример проверенной временем правильной организации как самого конкурса так и честного ,  профессионального судейства .  Вы же не хотите , что бы ваши подводные пейзажи прошли не замеченными,  а заурядные сквад лобстеры обошли ваши шедевры с мантами ,  черепахами или высокохудожественными кадрами других обитателей моря ?  Спросите некого участника Российского конкурса где он занял первое место и с тем же снимком шестое на Антибах, что ему дороже? И почему в РФ дали первый приз, а на Антибах только шестой? Ну, что? Готовим свои шедевры для конкурсов? Хотите рискнуть ( а кто не хочет ?),  то тогда просто попробуйте руководствоваться несложными рекомендациями по выбору конкурса и по выбору  фотографий.


P.S. Из всего здесь сказанного напрашивается простой вывод, если это конкурс подводной фотографии, то судить его должны ПОДВОДНЫЕ фотографы. И чем серьезней это мероприятие, тем выше класс должен быть у его судей и правильней он должен быть организован. И если вы действительно хотите убедиться, что ваши шедевры чего-то стоят (а иначе для чего вам все эти конкурсы), то посылайте свои шедевры ВЫБОРОЧНО только туда где их действительно поймут и правильно, профессионально оценят. Просто цените ваш талант и труд. Не забывайте, что альтернативой конкурсов может запросто стать ваша персональная страничка со всеми вашими шедеврами. Ноль затрат и аудитория весь мир. Не печатают ваше портфолио в журналах, не беда, заведите свой веб журнал и печатайтесь в нем на здоровье ;о) Посмотрите какие хорошие странички фотографии у итальянцев, и ведь не посылают они массово свои шедевры на конкурсы. В конце концов люди заметят ваш талант и по достоинству его оценят. Скорее всего именно это вам и нужно, но никак ни призы в виде поездки на Манадо, не так ли? Главное не складывайте ваши "рукописи" в стол, они хоть и не горят, но все же лучше когда их можно прочесть. Важно чтобы о "белухах" (супер снимки) знали не только на ЖЖ. Читайте руководство к действию выше и шлите, обязательно шлите.


И напоследок .

Антибы переживают нелегкое время в период всеобщей девальвации спекулятивной экономики. Обычно из артистически талантливых и/или порядочных людей не получаются хорошие бизнесмены, похоже что Мишель Мерсье не исключение. И если вы поддержите этот фестиваль своим малым вкладом, то наверное сделаете действительно хорошее дело для многих ( см . подробности на сайте антибского фестиваля ).


2009 г.