Нет, нет, не о таком экстриме пойдет речь в этой статье. Любой порт можно сломать, а особенно если очень постараться. Обычно все гораздо проще. Либо забыли почистить основные кольца (порт и/или задняя крышка) после нырялке на песке (не важно белом или черном), либо "сушили" бокс в перерывах между нырялки в течении всей прошлогодней поездки (кристаллизация соли, коррозия), либо просто забыли про кнопки и их обслуживание в течении нескольких лет (и силикон просто выработался)... собственно неважно, что послужило причиной протечки, главное, что она случилась и случилась по причине элементарной халатности. Ведь любой механизм выходит из строя если за ним не ухаживать. В двигатель автомобиля вы периодически заливаете масло, делаете ТУ и ТО, так почему же ваш любимый бокс обычно просто забрасывается в шкаф до очередной нырялки через год?
Вы никогда не продавливали и не промывали кнопки вашего бокса по возвращению домой? Вот так примерно выглядит то, что выходит на утро после отмокания. Песочек, черный и белый, про соль просто молчим. Посмотрите на салфетку на фотографии ниже. А вместе с песочком, уходит что? Правильно- силиконовая смазка, а там где её нет, то остается вопрос времени, когда кольца потрескаются или просто "перекосятся", и во время следующей поездки, как всегда нежданно негаданно случится то, что очень не хотелось что бы случилось.
А как насчет "прожженных" портов? Нет, ну не в прямом смысле прожженных, но с прожженным просветлением? Ведь сумму сравнимую с подержанными жигулями вы платили от части за это (да, да, за стекло, а не акрил и за просветление, но не за кусок оконного стекла). Так почему же так легкомысленно бросают подводные фотографы свое драгоценное детище под палящими лучами тропического солнца? Как быстро вы думаете соль прожигает тончайшее покрытие стекла? Вы будете удивлены, но достаточно будет и “одной дозы”, в смысле одного раза. Хотите поэкспериментировать, положите бокс в ведро с водой на солнце (к примеру на катере) с полу-погруженным портом на время возвращения с нырялки. Скорее всего вы будете сильно удивлены результатом этого эксперимента. Прелесть ситуации заключается в том, что ничего не вернуть и не восстановить (хотя автору известны кулибины "затирающие" кремами от загара прожженные порты.. сложно в это поверить, но небольшой эффект действительно есть.. покрытие не восстанавливается, но границы пятна как бы размываются).
Что же делать, чтобы ваш бокс служил вам долго и надежно? Все очень просто, постарайтесь придерживаться этих несложных правил и выработайте в себе привычку к ним.
Обязательно ополаскивайте бокс пресной водой после дайвинга (в конце каждого дня);
Не давайте высыхать боксу в перерывах между нырялками (лучше всего держать его погруженным в пресной или морской воде);
Не оставляйте порты высыхать под палящими лучами солнца в перерывах между нырялками, одевайте на них крышки (хорошо нексусу, крышки виниловые, а неопреновые одевать-то не рекомендуется, лучшего “наждака” не придумать). Старайтесь держать их влажными в течении всего дня, а вечером, по окончании нырялки, вытирайте все стеклянные поверхности насухо;
По возвращению домой замачивайте бокс и все аксессуары на сутки в пресной воде;
По возвращению домой, во время замачивания проверяйте и продавливайте все кнопки на предмет удаления песка и других инородных предметов;
Смазывайте штифты кнопок силиконом раз в год (суррогатным способом это можно сделать зубочисткой с внутренней стороны кнопки, во время ее продавливания);
Меняйте основные кольца бокса после 100-200 нырялок или по мере деформации колец;
Делайте наконец полный сервис бокса, с заменой всех внутренних колечек после 300-500 нырялок или ранее если видны следы коррозии;
Если у вас есть свои "хитрости" по обслуживанию подводных боксов, поделитесь с читателями на страницах этого журнала.