Каждый кто покупал свой первый бокс помнит сколько проблем тянул за собой этот, в общем- то простой процесс. Казалось бы, нашел производителя, выбрал модель подходящую для своей новой камеры, заплатил деньги и радуйся. Но, не все так просто, а точнее все слишком запутанно и рядовой покупатель может запросто “утонуть” в маркетинговых уловках и технических деталях. И, на какие только трюки не идут продавцы чтобы всучить свой товар не требовательному покупателю. И цвет-то оказывается серебристый, чтобы рыбок не отпугивать (думается, что рыбки не в курсе какой цвет их отпугнет, а вот пузыри из регулятора это точно), и комбинированное соединение порт/бокс (не поможет оно, если “после вчерашнего” от песка не очистил кольца), и “выточенные из цельного куска металла” (да хоть из двух, разница то в чем?), и “полное управление камерой” (а, спросите себя нужно ли оно полное управление под водой?) и “немецкое/японское/австрийское” качество (потрогать бы это качество), и сборка-то “ручная” (вряд ли ногами собирают, да и робота на таком производстве еще не придумали) и т.п. и т.д.
Что такое бокс и с чем его едят.
Так что же такое бокс для подводной съемки и что собственно нужно рядовому (или не совсем рядовому) пользователю? Сразу следует оговориться, что статья эта написана для пользователей зеркальных камер и вряд ли будет полезна владельцам “мыльниц” или “мыльнице-подобных” камер.
АНАТОМИЯ БОКСА.
Порты, кольца, адаптеры, рукоятки, кабели, барашки, сферы... и еще многое что в первый раз прозвучит для вас тарабарщиной. Все очень не сложно, нужно просто составить “словарь”, чтобы разобраться во всей этой тарабарщине.
Бокс- это собственно герметичная камера для того, чтобы изолировать от воды ваш любимый фотоаппарат. Все кнопки контроля имеют маленькие колечки и они обычно первыми выходят из строя при долгом отсутствии сервиса. Кроме того, качество изготовления и собственно конструкция этих кнопок играет решающую роль в герметичности бокса. Бокс имеют собственно корпус и заднюю крышку, которая герметизирует конструкцию посредством толстого кольца (ничего еще другого не придумано, ни для съемок Титаника, ни для съемок рыбки клоуна).
Порты. Цилиндр или сфера из металла и/или пластика. Порты разделяются на макро (цилиндрические) и широкоугольные (сферы). Макро порт это по сути своей цилиндр из металла или пластика с иллюминатором из стекла или опять же пластика. Высококачественные порты имеют еще и “просветление” на внутренней стороне иллюминатора-стекла. Не смотря на свою простоту, порты достаточно дорогие устройства и предназначены для работы с каким-то определенным объективом. Сферы обычно имеют еще и внешнюю бленду и различаются размером в зависимости от материала (стеклянные сферы меньше) и используемого объектива. Все порты сменные. Присоединение порта осуществляется либо посредством байонета, либо резьбой. В связи с этим вспоминается маркетинговый трюк одного очень дорогого австрийского производителя, который имеет и байонет и резьбу, так сказать в одном флаконе, мотивируя “повышенной” надежностью такого комбинированного соединения. На самом деле, этот вариант соединения не спас одного уважаемого питерского ныряльщика, который забыл почистить от песка свой бокс после ночной нырялки предыдущего дня. Его Марк 2 приказал долго жить, хлебнув соленой водицы всего лишь на 10 метрах, которая просочилась через это хваленое комбинированное соединение.
Кольца. Не путать с фокусировочными или переключающими кольцами. В общем случае, это просто кольца различной высоты для удлинения порта. К примеру можно иметь порт под объектив никон 60мм и кольцо 20мм к нему для того, чтобы в этот порт влез объектив никон 105 мм. Фокусировочные и переключающие кольца насаживаются на ваш объектив и за счет силы трения и сцепления с механизмом фокусировки бокса позволяют управлять режимами объектива ручной или авто фокус. На сегодняшний день, эти кольца являются неким видом анахронизма, потому что современные камеры имеют переключатель АФ/МФ и современные объективы могут управляться с камеры.
Адаптеры, руки, барашки. Все это элементы крепления вспышек к боксу и представляют собой шарнирную, изменяющую геометрию (длину) конструкцию для управления расположением вспышек в пространстве. Соответственно есть два вида адаптера: для крепления вспышек к этим шарнирным удлинителям и крепления собственно удлинителей к боксу. В зависимости от вида съемки (широкий угол или макро), длинна этих удлинителей может меняться. Если у вас две вспышки (а, кто нынче фотографирует с одной?), то вам понадобится два комплекта этих адаптеров и удлинителей/барашков.
Кабели, разъемы и тп электроника. Тут все просто, вы можете управлять вспышкой как светом (опто кабель), так и электрическими сигналами (обыкновенный герметичный кабель). Практически все топ производители боксов имеют два разъема для подключения двух вспышек. Каждый производитель старается гнуть свою линию (как пресловутый икелай) разрабатывая свой дизайн разъема, но на сегодняшний день есть практически два стандарта в этом деле. Это герметизированный разъем Sea&Sea и не герметизированный разъем от никон известный как Nikonos V. Можно заметить, что последний убил не мало камер и автор до сих пор не может понять как такая бестолковая конструкция стала практически стандартом подключения кабеля вспышки к боксу.
РЕЗЮМЕ
Итак, в общем случае, вам понадобится следующий состав:
сам бокс с рукоятками и коннектором внутри для подключения вспышек;
порт под каждый объектив (или порт+ расширительные кольца);
кольца управления трансфокатором или фокусом;
кабели для подсоединения вспышек;
удлинители, адаптеры крепления к боксу и вспышке, а также барашки для фиксирования этих удлинителей;
собственно сами вспышки и куча другой мелочевки (зарядка и батареи);
чемодан в который вы попытаетесь все это засунуть (берите самый легкий и малогабаритный);
СЕКРЕТЫ
Секрет №1 (технический)
Как вы уже возможно знаете, боксы бывают металлические и пластиковые. Так вот, секрет заключается в том, что пластиковые боксы покупать вообще не стоит. Да простят меня “икелайтовцы”, как пользователи так и производители, но целый ворох недостатков с лихвой перекрывает их одно единственное достоинство- низкую цену. Чтобы не быть голословным вкратце, основные недостатки таких боксов можно систематизировать следующим образом: пластиковые боксы используют акрил для изготовления портов, который очень легко царапается, и имеют больший размер (для широкоугольной оптики) чем стеклянные порты (неудобство использования и транспортировки); конструктивно, пластиковые боксы более объемные, громоздкие и имеют низкий уровень обработки соприкасающихся поверхностей. Вспоминается, как двое здоровенных мужиков пытались в четыре руки отвернуть байонетное крепление широкого порта бокса икелайта под Canon 5D. Ничего не получилось, судя по всему муфта (или расширительно кольцо) просто была одета с перекосом на заводе и силы четырех не самых слабых рук просто не хватило на то, что бы ее снять. Что поделать- пластик есть пластик, про эксцентриситет просто молчим (кто его там считает/меряет и как). Качество изготовления самих боксов тоже оставляет желать лучшего (что поделать дешевый материал, дешевая рабочая сила и как следствие дешевый результат).Ограничение по глубине (как правило это 40м, что в принципе должно хватать основной массе ныряльщиков/фотографов, но если вы как мы в прошлый раз “упадете” до 55м в погоне за Мола-мола, то результат будет скорее всего не предсказуем).
Секрет №2 (экономический)
Не покупайте ширпотреб. Себе же дороже обойдется. Так как боксы продукция штучная, точнее мелко-серийная, то в западной экономической терминологии “economies of scale” здесь просто не работает. А, если работает, то с вытекающими (или “втекающими”) отсюда (или сюда) проблемами плохого качества, низкого уровня дизайна и недолговечностью использования. Если для некого производителя “N” эта продукция является приоритетом номер “10”, то выводы делайте сами. Когда компания имеет главное производство в виде подводных вспышек и выпускает боксы так сказать попутно не имея экспертизы высокого уровня для дизайна и производит их в массовом порядке, то можно назвать эту продукцию простым словом- ширпотреб.
Секрет №3 (эксплуатационный)
Обратите внимание выпускает ли компания производитель широкую линейку портов и моделей боксов для различных производителей камер и объективов. Если да, то в этом случае велик шанс, что при приобретении новой камеры вы сможете продать старый бокс и купить новый продолжая использовать старые порты. В противном же случае, под вашу любимый объектив, может просто не оказаться порта.
Секрет №4 (качественный)
Применительно к этой продукции можно смело сказать, что цена действительно отражает качество. Мелко-серийность не дает возможности производителю опустить цену, а индивидуальность дизайна под каждую модель камеры требует высококвалифицированного труда разработчика и правильного управления производством. Соответственно, высококвалифицированный труд увеличивает затраты на производство. Можно только заметить, что одинаковый по квалификации труд может стоить по разному. К примеру затраты на разработку и производство бокса в Европе будут выше, чем в Японии. То есть, бокс произведенный в Японии при всех одинаковых усредненных показателях качества будет стоить дешевле бокса произведенного в Европе. Выбор делайте сами.
Секрет №5 (психологический)
Не покупайте первый бокс пластиковый, как бы на пробу. Мол, понравится фотографировать под водой, куплю хороший металлический. Если вы принимали решение о покупке бокса не в пьяном в стельку виде, то скорее всего вам понравится фотографировать под водой и вы очень быстро захотите купить себе хороший металлический бокс. Принимая во внимание, что стоимость пластика будет от 1/3 до 1/2 от металлического бокса, вы понесете прямые потери равные именно такой пропорции, потому что пользованное пластиковое барахло вам вряд ли удастся всучить кому-нибудь еще.
п.с. продолжение следует. Если вы все-таки решили стать подводным фотографом, то готовьтесь к инвестициям в размере 6-10к США и следите за публикацией на дайвлоге. В следующей статье: основные производители боксов, различие стекла и акрила, дизайн или как на сафари открыть бокс Хагефут без соответствующего ключа (забыли дома), перевес багажа из-за Субала и т.д.....