11/07/2002

    Итак, т/х Адмирал Нахимов. Закончены последние приготовления, все погружено на белоснежную яхту, и мы выходим в море..  Нужно отметить, что это цель ставилась давно, но то ли в силу каких то обстоятельств (недружелюбный Геленджикский Тетис) или волею рока (погода в 2001 году), этот визит на известный рэк откладывался и переносился уже не раз.. Что то есть скрытое в этом рэке.. может быть трагическая судьба сотен погибших людей (по правде говоря, все тела были подняты и нельзя считать его могилой как делают некоторые), то ли довольно сложные условия нырялки (редкая хорошая погода и ограниченная видимость + течение и приличная глубина) оказывают свое негативное воздействие. В который раз прислушиваешься к внутреннему голосу, но ничто не предупреждает о плохом...
    Волнение 1-2 балла и яхта идет 6-8 узлов на двигателе против ветра. Необычное оживление на рейде, два военно-морских «гостя» и, несколько танкеров в балласте на пересекающихся с нами курсе, несколько задерживают наше прибытие в точку назначения. Вместо запланированного часа, мы идем полтора.. Затянувшиеся поиски буя, и наконец то мы уходим вдвоем в воду. Спуск омрачается загубленным HID-ом «дайв райта».. неправильный подвес фонаря (любительский естественно) и как результат отрыв фары от канистры во время схода в воду, которая зацепилась за ограждение яхты (качало прилично). Все это лишний раз напоминает о том, что нужно учится, учится и учится, а не изобретать велосипед. Но, асы типа Прохорова и Галайды вечно  заняты и далеко от дома, и больше нет «героев» в нашем отечестве :о).. Таким образом, хотя внутренний голос и молчал, но shit, как говорится happened.. Справедливости ради стоит заметить, что фонарь был позже восстановлен заменой лампы с потерями в 100 USD.
    Становится очевидным, что сухой Камаро с арктическим «тинсулатом» это явный перебор, но выбора нет и отмечая довольно сильное течение и 27 градусов на поверхности мы уходим вниз. Постепенный обжим, и падение температуры на 17 метрах до 17 градусов отмечается скорее автоматически, в ожидании появления корпуса корабля. Но, пар, как говорится костей не ломит, и приятное ощущение «сухости и тепла» (достали эти слоганы из российской рекламы) прибавляет оптимизма при воспоминаниях о прошлогодней нырялке под Анапой при 15 градусах в 7мм полусухом Буша .. Хотя, по правде говоря, напарник идет в 5мм и его довольный вид говорит, что местные аборигены адаптировались к таким условиям.. В этот день было решено сделать пробный дайв, для ознакомления с обстановкой и поиска возможных мест для подводной съемки. Поэтому мы уходили налегке, без оборудования, но с фонарями для возможного захода внутрь.  35 метров (дно 45м), воздух взамен нитрокса и один 12 л баллон не оставляли шансов поискать что-нибудь более интересное, но как всегда оставалась надежда.. Профессионализму и снаряге таких серьезных людей, как Прохорова и Галайда остается только позавидовать, но успокаиваешь себя тем, что цели у нас разные и может быть это даже к лучшему..
    Идем вдоль корпуса корабля в направлении к носу, предполагая посмотреть мостик и найти точки предполагаемой съемки. Светло и фонарь не нужен, в отличии от Балтики где он нужен практически всегда. Довольно сильно «дует» навстречу, и видимость 5-7 метров по горизонту. Корпус сильно оброс ракушками и как бы смешно это не звучало, но одна «мидия» осталась на пальце при очередном прикосновении к корпусу. Машинально отмечаешь, что неплохо бы пожарить их на костре, как делалось не раз в школьные годы. Но, вот уже мостик, и пытаешься понять где вход..  Нужно отметить хороший уровень подготовки партнера, который идет несколько выше и сзади, прикрывая тебя, без суеты контролируя обстановку вокруг. Ухожу ниже к носовому иллюминатору, заглядываю внутрь.. В принципе можно попробовать снять с подсветкой изнутри.. Вспоминается, как Волков говорил об уцелевшем радаре, и хочется посмотреть, если не «установки» АРПЫ во время столкновения, то хотя бы модель и потрогать то, что в принципе не надо бы трогать .. однако, вскоре «дайв райт» дает деко стоп и зовет на верх, а на манометре 70 бар и мы начинаем отход назад. Обратная дорога напоминает приятный дрифт дайв где-нибудь в Индонезии, и вот мы уже начинаем медленный подъем по линю к поверхности. Полное взаимопонимание с напарником лишь добавляет позитивных эмоций.. несколько остановок (индивидуальная практика начинать остановки ниже, чем обычно).. и вот мы уже болтаемся ожидая подход яхты.. не очень приятный подъем (качало действительно прилично) и мы уже вкушаем горячий кофе на обратном пути домой.. Обратно идем уже под парусом и через час мы в яхт клубе.
    Всегда немножко грустно, когда мечты сбываются.. конечно хотелось бы увидеть корабль если не вовсю длину, то хотя бы в перспективе, но сильные дожди последних трех дней сделали видимость не более 5-7 метров. И справедливости ради, можно отметить, что все это напоминает нырялки на Короне или Балтике. Хотя, видимость лучше, чем в Финском заливе да и температура здесь выше.. Остается надежда на вторую нырялку, которая запланирована через неделю..  Для автора, это было всего лишь пятое погружение в «сухаре», что несколько откладывало свой опечаток на нырялку. Привыкший к техники легкого «недогруза» и 5мм мокрому костюму с 27 град тропических вод, автор практически пытался разобраться с техникой работы сухом костюме, нежели рассмотреть как следует т/х Нахимов... Но, дело сделано, и нужно думать о следующей нырялке через пару дней уже с фотокамерой.
    Черные археологи, нездоровая суета вокруг этого судна, «черный рынок» в Геленджике с продажей тарелок и другого инвентаря поднятого с Нахимова. Все это создает нехорошую атмосферу вокруг нырялки на этот интересный рэк. Отсутствие законодательной базы, осложняет легальный бизнес, а индифферентность властей позволяет окружающим забыть трагическую историю шестнадцатилетней давности.  По прибытии в Новороссийск, мы попытались разобраться кто и как организует или помогает с нырялкой на Нахимов. Гелендижкский Тетис лишился своего катера в этом году, поэтому был не взят в расчет изначально. Кроме того, их традиционная «дружелюбность» с манерами вести бизнес «по русски» когда с тебя берут деньги без обязательств со своей стороны, перестраховываясь «как бы чего не вышло», не располагала к общению. Посещение нескольких дайв центров в Новороссийске лишь показало, как все запутано и как минимум дорого. Спасли как всегда «добрые люди» которые подсказали к кому обратится, что и оправдало себя.
    Вопрос, почему бы не создать музей подводной археологии в Новороссийске в котором можно было бы собирать артефакты с затонувших кораблей, остается открытым на сегодняшний день. Много интересных рэков остаются лежать на нашем черноморском побережье, но когда некоторым людям пытаются предложить из под полы рынду с Нахимова (что явное вранье так как рында была снята еще при спасательных работах 8 лет назад) , то это показывает как мало внимания мы уделяем собственной истории, подчас трагической..  Автор не преследует никаких политических, или иных целей данным материалом. Просто ему, как и наверное многим другим людям, было интересно посмотреть этот пароход с необычной судьбой и дать информацию другим, кто хочет сделать то же самое.. 

2002 г.

All images and site content © 2024 Divelog.Ru   No duplication without author’s written consent.