25/04/2001
ВСТУПЛЕНИЕ
Легенда гласит, что 24 вымпела японского флота, включая вспомогательные корабли и один авианесущий, были выведены из Манилы в начале 1944 года и закамуфлированы под остров в районе Басуанга- Корон, что примерно в 10 часах хода по морю из Манилы.. Потом, дескать, умный американский летчик самолета-разведчика сравнил две фотографии и увидел, что на одной из них остров находится в другом месте, что и определило судьбу 24 кораблей, которые в скором времени были потоплены бомбовым ударом 45 американских штурмовиков 24-го сентября 1944 года.Но, как всякая легенда она имеет мало правды в своей сути. Между собой американцы назвали эту операцию «охотой на гусей». Во первых, что могли противопоставить невооруженные в основной массе грузовые корабли американским штурмовикам. И во вторых, оказывается , что никакого камуфляжа не было.. Есть документальные снимки с американских же атакующих самолетов, где четко видны и узнаваемы эти несчастные суда стоящие в разных точках рейда между островами . Эти фотографии, с великим трудом добыл Гюнтер Бернерт (хозяин того дайв центра в который мы и собрались), в секретном архиве военно-морского департамента США, которые по причине давности лет перестали быть секретными.
Итого 24 вымпела лежит на дне залива, на глубинах от 20-ти до 38 метров. Уже частично разграбленные кладоискателями, частично разоруженных другими грабителями. Так, в 60-х, большинство судовых двигателей и пропеллеров было поднято на поверхность некими американскими компаниями, которые остро прочувствовали потребность рынка в винтах, и хорошей стали, в условиях послевоенного дефицита. Так же, были подняты обе орудийные башни с Акицушимы, и теперь боевой корабль «вооружен» всего лишь одним «эрликоном», и только это и отличает его от других грузовых кораблей, лежащих неподалеку на доступных глубинах. Всего несколько дайв центров организуют приличные нарялки в этих местах. Мы выбрали Гюнтера , по рекомендации другого дайвера, шведа, который уже много лет живет в Маниле и приторговывает (к слову по бешенным ценам) маресовским оборудованием.
Гюнтер, вообще, личность довольно известная... фанатик wreck дайва, он в отличие от других довольно известных личностей которые в свое время успели набрать много интересного с этих судов (не будем назвать их имена) много времени отдал на освоение этого места и его консервации, а также популяризации за пределами Филиппин.
НАЧАЛО
Ну, вот получены билеты, собраны вещи и мы уже сидим в машине, которая везет нас в порт Манилы.. Где нас ожидает пассажирское судно с «гордым» статусом паром. Причем, то , что эти паромы тонут в филиппинских водах с завидной регулярностью нас почему то не пугает.. Опыт работы на пассажирских судах подсказывает, что это должно быть нечто белое, красивое, с кондиционированным воздухом и массой увеселительных заведений на борту а также вежливым, грамотным персоналом.. Но, опыт жития в Маниле, подсказывает, что это будет старая калоша, с ободранными бортами и душными помещениями и ленивым персоналом, с трудом представляющим, что они здесь делают.. На самом деле все оказалось довольно гуманно (на первый взгляд)... Правда, спать пришлось на неких двух-спальных кроватках под грохот филиппинского ТВ (показывали фильм «про войну»), который не выключался всю ночь.. занятие скажем, не для слабонервных .. Перед самым отплытием, к правому борту судна приплыли мальчишки лет 7-12 и начали зарабатывать на хлеб тяжелым трудом ныряния в грязнейшей манильской бухте за монетками достоинством около 2 центов США, которые пассажиры бросали им с борта... Сразу вспомнился Джек Лондон, подлые капиталисты и бестолковые женщины, из за которых гибнут молодые и неопытные аборигены... Правда, судя по всему, это был основной заработок этих мальчишек, а больших и злобных акул, которые должны бы были перекусить их пополам, явно не предвиделось в грязной и вонючей воде Манильской бухты. Наконец то теплоход взял курс на остров Палаван, где и находилась наша финальная точка путешествия порт Корон (правда это слишком громко сказано) и порядка 12 wreck –ов из 24х вымпелов потопленных почти 60 лет назад. Несмотря на удушающую жару и грохот филиппинского ТВ, нам все-таки удалось поспать часов 5-6 и в 0530 утра мы пришвартовались в порту Корон. Было интересно наблюдать как бестолковые филиппинские матросы, во время швартовки, с десятого раза закидывают на причал линь с «легостью». Причем, каждая попытка выглядела весьма комично, толпа на причале с криками разбегалась в стороны, но как оказывалась, что опять «не долетело».. Практически сразу нас встретили представители из Discover Divers (компании Гюнтера) и мы продолжили свой путь на маленькой, но удобной лодке, которые местные жители называют «банкас».. Через 15-20 мин нас уже встречал сам Гюнтер на пирсе своего ресорта.. и еще через 15 минут мы уже с удовольствием вкушали немецкий завтрак на филиппинской земле.
ДАЙВИНГ
В нашу программу входил unlimited diving в течении всего времени пребывания, но по своему опыту, я понимал, что больше 4 дайвов в день вряд ли получится... Как оказалось, у Гюнтера в это же время находилась «команда» из Германии специально прибывшая для дайва на wreck–и Корона. Немцы оказались довольно опытными дайверами (в среднем у каждого более 100-200 дайвов) и подходящими людьми для компании вечером после дайва. Итак, первое судно Tangat. На брифинге нам сообщают, что это вспомогательное японское грузовое судно, потопленное в том же злосчастном 1944 году и австралиец дайвмастер Рон, который сезонно подрабатывает у Гюнтера будет нашим подводным гидом. Практический каждый wreck имеет по два фала, привязанных в районе бака и кормы соответственно, что делает спуск и подъем весьма комфортным для начинающих и позволяет легко идентифицировать месторасположение судна по маленьким буйкам привязанным к этим фалам. Идем вниз.. воздуха в баллонах 220 Бар (видимо это привычка Гюнтера забивать баллоны под завязку).. температура воды 30 градусов, полный штиль, и мы уходим подводу.. Первый дайв омрачается убитым Никоносом, который был взят для добычи фото свидетельств нашего героического путешествия ... На 16-17м обнаруживается вода в объективе, что повергает меня в глубокий пессимизм (потеря 800 USD как минимум) и портит дальнейшее впечатление от дайва.. До сих пор непонятно, что послужило причиной протечки, но судя по пузырькам вырывающимся при подъеме из под задней крышки, проблема была именно в ней. Wreck как wreck , грузовое судно, видимость лучше чем в Субике, но все равно не более 5-10м. Очевидно изменение климата и есть причина большого кол-ва мути , смываемой с берега. На Филиппинах весь «сухой сезон» были периодические дожди, что и оказало влияние на прозрачность. Глубина 24м, wreck лежит слегка наклоненным на правый борт, состояние удовлетворительное, но интересного мало.. Весьма опечаленный всплываю.. только после этого рассказываю подруге, что произошло, она не могла понять, почему я не использую камеру в течении всего дайва.. несколько озадаченные таким поворотом событий мы располагаемся в тени под тентом, когда призыв отобедать прерывает наши печальные мысли..
Обед оказался тоже немецким, с достаточным кол-вом мяса , рыбы и самое главное картошки (ох и достал этот азиатский рис поедаемый везде в большом кол-ве)... в наличии кофе, чай и софт дринк...причем последнее охлажденное, что тоже немного радует... Морфиноподобные гормоны, выделившиеся после сытного обеда, немного поднимают наше настроение и мы уже готовимся к очередному заплыву..
Опять «грузовик» теперь Kogyo Maru. Лежит на правом борту, глубина 30м и большое кол-во живности делают дайв более оживленным. Причем, плотность скорпеновых на единицу площади, явно превышала разумные пределы.. вот где можно было наделать интересных кадров, но увы... остается только наблюдать.. Решаем, что 3-й дайв будет ночным, так как на четвертый уже не хватает времени... прибытие обратно на базу в районе 4 часов вечера приятно обрадовало наличием свежих блинчиков в виде «закуски после дайва»... Смотрим фильм, который снимал немецкий парень, и в душу закрадывается сомнение, может быть это рука судьбы, и нужно сменить «убиенный фотоаппарат» на видеокамеру. Подходит время ночного дайва и мы отправляемся прямо на закат, садясь в удобную банкас вместе с дайвмастером ...Надо сказать, что кроме wreck –ов на Короне смотреть нечего и даже неплохой ночной дайв (видели 4 разновидности крабов и довольно необычную для здешних мест морскую змею, вот опять пожалел, что нет камеры), не сравнится с любым мало-мальски приличным местом в той же Пуэрто Галере, которая гораздо интереснее в плане подводной флоры и фауны. Идем обратно на базу где нас уже поджидает шикарный ужин... Пиво, пиво и опять пиво.. причем дешевое и вкусное местного разлива Сан Мигель. В Маниле 10 бутылок свежего разлива продаются за 2 доллара. По качеству сравнимы с Балтикой 3.. где вы еще найдете такое в Азии.. Весьма утомленные (гнусным паромом, переживаниями по поводу фотоаппарата и тремя нырялками), погружаемся в сон, предвкушая завтрашнее погружение на Акицушиму..
АКИЦУШИМА
Это единственный настоящий боевой корабль, авианесущего класса, потопленный первым бомбовым ударом и сохраняющий немало интересных артефактов в своем чреве.. Собственно он и был нашей главной целью. Мы уже видели самурайские мечи, в баре Браяна в Субике (но, это отдельная история) и по наивности рассчитываем, что раз море забрало наш фотоаппарат, то должно отдать что либо взамен. Итак, следующий день. Народ настроен решительно, и несмотря довольно сложный дайв (максимум 38 метров, средняя 30м и температура воды 32 градуса- шутка), все горят желанием увидеть эту местную достопримечательность. Некоторые ребята берут спарки, но никто не берет Нитрокс, хотя он есть в наличии. Гюнтер так же идет в спарке с манифолдом но, на простом воздухе.. Надо сказать, что у Гюнтера есть своя ниотроксная станция и можно по желанию взять нитрокс, так как глубины как раз подходящие... Никто не суетится, мы уже прибыли и привязались, последний брифинг и народ начинает попарно уходить подводу. Оказалось, что мы заходим со стороны бака, что в общем не было неожиданностью, хотя планировали со стороны кормы...решаем пройти судно насквозь и выйдя из кормового разлома вернуться обратно уже по верхней палубе.. Подруга немного волнуется, это чувствуется, и мы проходим следующим порядком в носовой разлом: дайвмастер, подруга и замыкающим ваш покорный слуга.. видимость около 10м, но когда глаза привыкают к темноте, то выясняется, что лучше погасить фонарь и наблюдать интересные световые эффекты, которые дают падающие через пробоины лучи солнца. В чреве довольно пусто, похоже это и был отсек, типа ангара, предназначенный для транспортировки самолетов. В самом начале замечаю довольно симпатичного рачка в ракушке похожей на наш черноморский рапан и прихватываю, что бы показать подруге. Достигаем кормового разлома и дайвмастер уходит в кормовую надстройку, которая располагается ниже и за мной.. Пока я показывал рачка, потеряла потеряла направление в какое отверстие ушел дайвмастер. Спрашиваю – куда он пошел?.. но, она в некоторой растерянности не может сообразить куда исчез Рон.. Можно отметить, что все таки первый wreck это непросто. Буквально через десяток секунд появляется дайвмастер и знаками показывает, что пойдем по верхнему контуру обратно в нос. Глубина 30 метров, и мы уже около 20 минут находимся внутри судна. Нужно сказать, что Акицушима лежит на левом борту, с небольшим наклоном вверх, и мы возвращаемся по верхней палубе проходя мимо «эрликона» уставившего свои дула вниз, мимо трубы, мачты.... и тут, мой Dive rite дает декостоп на 3 метрах... чуть позже слышу пиликанье Alladin-а дайвмастера и вот он уже делает нам знак на подъем.
Несмотря на то, что дайвмастер был по сути дела хорошим человеком и довольно опытным, но он все же жестко придерживался не декомпрессионного лимита и немного переживал за подругу, у которой это был всего лишь 24-й дайв, и причем, первый раз на wreck . Поэтому мы начинаем подъем со 100 барами в баллонах и легким ощущением того, что поднимаемся то мы рановато. Очевидно, что в следующий раз, нужно идти с Гюнтером и брать спарку с нтироксом. Потому как этих 25 минут на 30 метрах оказывается явно недостаточно. Чувствуется, что у этого рэка есть еще «потенциал» и будущие 5-10 погружений пройдут на ура. Самурайских мечей мы конечно так и не нашли, но я все же, подобрал кусок освинцованного кабеля из чрева корабля на память, как сомнительный эквивалент угробленного фотика. Хотя, местные люди говорят, что еще много добра скрыто в сильно заиленных пространствах старого авианосца. Нужно только поглубже засунуть руки в полуметровый ил и покопаться там, если не боитесь наткнуться на, что-нибудь неожиданное. Под впечатлением от погружения вкушаем отличный обед и думаем, что второй дайв должен быть тоже здесь. Но, все спланировано иначе, и мы уже идем к Taiei Maru, она же Okikawa Maru (небольшое расследование позволило Гюнтеру установить настоящее имя корабля).
Второй дайв собирается быть непростым. Несмотря на небольшую глубину (27м), присутствует сильное течение и видимость оставляет желать лучшего. На брифинге выясняется, что мы будем нырять сквозь дейдвудную трубу, из которой уперли вал и винт еще в 60-х годах местные грабители. Затем пройдем в машинное отделение и далее по верхней палубе на бак где и пойдем на всплытие к поджидающей там лодке. Столь необычный путь несколько повышает уровень адреналина и мы уже готовы опуститься в чрево старого корабля чего бы это нам не стоило. Для подруги это будет непростое испытание, так как игра света и тени в замкнутом пространстве затонувшего корабля довольно необычна, и иногда кажется, что погружаешься не в темное пространства люка, а в черную дыру из которой нет выхода. Течение довольно сильное и мы идет по канату вниз пытаясь прижаться к грунту для того что бы собраться всем вместе перед походом внутрь корабля. Немецкий парень Кай снимает фильм с нашим участием и согласно сценария, Гюнтер идет первый, потом Кай, затем я с подругой, а потом остальные члены нашей интернациональной команды. Дейдвуд оказался довольно длинным и узким, и в конце мы награждены шикарным видом громадного машинного отделения (впрочем без машины , которая была украдена в те же 60-е) и лучами света пробивающимися сквозь пробоины обшивки и создающими фантасмагорическое зрелище, сравнимое с воздействием кислотных грибов.. Далее, мы следуем за Гюнтером и вот мы уже на открытой палубе пробираемся к спардеку (носовая надстройка).. Согласно сценария Гюнтер должен был первым пройти в разлом, затем моя подруга, я и остальная часть команды... И вот, Гюнтер исчез в чреве судна, наступает очередь моего спутника, она в растерянности оглядывается, а надо заметить, что там был непростой проход а 90 градусов излом, и складывается впечатление, что ныряешь лбом в черную стену, и решается идти вниз. Позже, уже вечером за ужином выясняется, что она сильно боялась этой «черной дыры» и Гюнтер уже начал волноваться не случилось ли что с ней, так как она долго не показывалась. К счастью, испытания проходит успешно и мы уже внутри корабля среди кучи нагромождений балок и переборок, пытаемся найти выход из это сущего ада. Некоторые из иллюминаторов были открыты, а некоторые заперты. Как всегда, выход находится неожиданно и вот мы уже на полубаке подбираемся к фалу который выведет нас на поджидающую лодку. Все.... второй дайв позади, но народ решает поиметь еще один на обратном пути, и мы без возражений принимаем это предложение. По пути у меня начинает болеть голова (хотя на самом деле я хочу попить пивка зная, что следующий дайв мало интересен) и решаю отпустить подругу под присмотром Кая одну. Отдаю Каю для сравнения свой апекс 50, и он отдает свой Scubapro 400 другому товарищу. Через 5 минут вся дружная интернациональная команда скрывается под водой, а я, наслаждаюсь вкусом холодной пива глядя на угасающее солнце. Нужно отметит, что природа здесь просто замечательная, и по сравнению с югом и севером Филиппин основную пикантность придает большое кол-во островов. Через 50 минут первый немецкий товарищ показывается на поверхности затем моя спутница со счастливым лицом.... и вот все уже на лодке, которая везет на обратно на базу. По словам немца, в Апексе несколько легче дышится чем в скубапро, что в прочем и ожидалось. Опять легкая закуска домашнего изготовления, холодный душ (теплой воды здесь не бывает) небольшой, но весьма приятный отдых вдвоем. И мы уже сидим в лобби (если это можно так назвать) и обсуждаем увиденное, одновременно просматривая видео и вкушая сытный ужин вместе с необъятным кол-вом холодного пива. Основная заслуга в создании весьма дружественной и комфортной атмосферы принадлежит безусловно Гюнтеру. Находясь на Филиппинах более 15 лет , имея жену филипинку и трех детей, он прекрасно знает, какие плюсы и минусы имеет здешняя среда. Подавая, таким образом, местную экзотику и европейский сервис в нужном виде. Акцент сделан именно на нырялке и можно с уверенностью сказать, что здесь созданы все условия для неё. Тот кто хочет пройти курсы, может поиметь TDI или PADI вплоть до дайвмастера. Ценовая политика разумная и скидки обсуждаемы. Принимаются все виды свободно-конвертируемой валюты и кредитки. Питание просто великолепное. Необычайно комфортное ощущение возникает при общении с хозяином, который, кроме того, что фанатик wreck нырялок , еще и хороший собеседник, и опытный дайвер, у которого можно почерпнуть что-то интересное и новое. В целом, несмотря на угробленный фотоаппарат, решаем, что нырялка удалась на славу. Поздним вечером, несколько утомленные, но довольные мы возвращаемся в Манилу. Решив, что следующий раз приедем уже специально на Акицушиму и Баракудовое озеро, но это тема отдельного рассказа. Занавес.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Филиппины, единственная страна в Азии не имеющая своего языка, культуры и кухни. Тотальный кретинизм раздражает, но дружественный настрой здесь обычное дело.. Складывается впечатление, что вся страна перенесла тяжелую лоботомию, когда удаляют лобные доли, ответственные за мышление, но оставляют подкорку, где гнездятся инстинкты... причем все поведенческие реакции в этой стране определяются именно ей.. Более всего, этой стране подходит модель гигантского детского сада, со своими воспитателями в виде католических проповедников и игрушками в виде постоянных выходных и праздников . Но, несмотря на это, количество улыбок здесь примерно такое же, как и в Таиланде.. цены самые низкие в Азии (ланч на двоих с пивом жаренным мясом и рисом, вполне может стоить 2-3 доллара США), народ мирный, а дайвинг по прежнему хорош.. Кто то недавно спрашивал меня, можно ли положиться на филиппинцев.. можно, если хотите приехать не туда, поиметь не то, что ожидали , но при этом вам с искренней улыбкой сообщат, что хотели сделать для вас все как нельзя лучше ... Окружающая среда представляет собой настоящий рай для дайверов (не реклама), но общий уровень организации этого дела находится просто в зачаточном состоянии. Здесь у вас никто не спросит лицензию, я уж молчу про медицинскую справку, а воздух в баллоне может запросто оказаться с привкусом масла, потому как фильтры в компрессоре надо менять, но это мало кто знает в здешних местах. Дайвмастер может совершенно не знать места, в которое он вас поведет, и забыть ко всему прочему открыть кран своего баллона, что обнаружится уже на глубине 5-10 м (это было в первую нырялку в Субике на линкор USS NY). Ближайшая декомпрессионная камера будет в 2 часах лету, а назначенное время дайва с 8ми часов легко перенесется на одиннадцать ... и т.д, и т.п. Но, тем не менее.. еще не все кораллы поломаны, погода способствует, а питание дешево, и если выбирать дайв центры, которые управляются европейцами (преимущественно немцами), то можно рассчитывать на сносный и более менее безопасный сервис .. Юг Филиппин (не берем в расчет экстремум в виде острова Йоло, где содержались заложники), точнее места неподалеку от Себу весьма привлекательны для фотографирования и особенно макро. Народ там даже более дружелюбен, чем в центральной части. И филиппинские женщины дадут фору таиландским подружкам. Север, это прежде всего Субик (бывшая база ВМФ США) с его wreck–ами и видимостью в 2-5м. Вообще, Субик, это тема отдельного рассказа, как материальные ценности принесенные и произведенные американцами уже в течении 10 лет потихоньку разворовываются, но никак не закончатся. Как пара интереснейших wreck–ов практически не известна для окружающих. И вместо 5-7 дайвцентров там присутствует только один, организующий нырялку по 40 USD каждая. Недалеко от Манилы есть приятные места в Анилао (в пределах 2-3 часах езды от Манилы). Конечно же, Пуэрто Галера (правда уже изрядно засоренная и шумная). Verde island , с его непередаваемой стеной и нетронутой природой. И, wreck–и Корона соответственно. Все остальные, широко известные места, типа острова Боракай, мало привлекательны, по причине изгаженных ресурсов и высоких цен. На два км пляжа на Боракае, приходится 25 дайв центров задирающих планку цен на 40% дороже, чем в Пуэрто Галере при примерно одинаковых по интересности подводных местах. Этот скромный рассказик, ни в коем случае, не преследует целей рекламы, а по мнению автора, просто восполняет информационный вакуум о довольно интересной нырялке в весьма спорной стране под названием Филиппины. Некоторое злоупотребление автора гастрономическими деталями, вызвано ностальгией по родной русской кухне и отсутствием какой либо кухни на Филиппинах (если не считать китайских и японских ресторанов). А, подчеркивание тотальной идиопатии местного населения отражает любовь к местным людям и природе.
П.с. автор не несет ответственности за возможные неточности и всякая перепечатка, коррекция и публикация данного материала допускается только с разрешения автора. Рассказ написан специально для www.wreck.ru и персонально для Дмитрия Волкова по его просьбе.
April 2001г.
All images and site content © 2024 Divelog.Ru No duplication without author’s written consent.