Мутная вода повсеместно на всей планете (за исключением Красноморской нырялки), как следствие от Эль-Ниньо, временно сделала приверженцев широкого угла "большими любителями" макросъемки. 5-15м мутной воды, сведут на нет все ваши потуги снять панорамный объект даже с 20см и без вспышки. Конечно же, остается еще Тихий океан и даже карибский бассейн, но ответьте честно самому себе так ли уж интересно нырять на карибах? Да и Тихий океан далековато будет... Так вспомним, что же все таки дает "широкий угол" для подводного фотографа.Причем, справедливости ради следует заметить, что в подводной фотографии есть два экстрима: либо макро, либо широкий угол... третьего как бы не дано, хотя мы постоянно на него ссылаемся, но это уже из другой темы...
Широкоугольный объектив дает возможность приблизиться ближе к объекту, а значит объем потенциально мутного пространства (воды) между линзой и объектом будет минимальным. А, соответственно изображение более чистым и резким. Все конечно относительно, и макро съемка подчас ведется с расстояния нескольких сантиметров. Так как расстояние до объекта минимально, в принципе можно использовать менее мощную фотовспышку, а значит более легкую и удобную в эксплуатации. Можно почти полностью открыть диафрагму, так как широкоугольные объективы имеют большую глубину резкости. Это даст вам возможно достижения более лучшего "баланса" между количеством света от вспышки и естественного освещения. С 16 можно легко перейти на 5,6 или даже 2,8 в зависимости от объектива и используемого порта. Но, не забывайте что боксированные камеры все таки требуют существенного диафрагмирования, зависящего от применяемого порта (его размера и материала из которого он выполнен). Меньшее расстояние до объекта дает большую гибкость в подборе света. Можно сделать "боковой свет" или направить вспышку на сюжетно-важную часть объекта. Так расстояние от объекта до вспышки мало, то отражение от взвеси в воде также меньше, чем в других случаях. Но, не забывайте о “правильном” расположении вспышек (перпендикулярно плоскости съемки и параллельно друг другу). Большая глубина резкости позволяет иметь такую ситуацию, когда один объект расположенный рядом с камерой используется в виде фона, а другой в виде основного, что делает снимок более "профессиональным". В условиях естественной освещения и "не использования" вспышки, широкоугольный объектив дает уникальную возможность снимать с более длительной выдержкой. Так, к примеру, общее правило гласит, что 60мм объектив позволяет снимать с выдержкой не менее 1/60 для устранения эффекта движения камеры, а 15мм позволит снимать с выдержкой не менее 1/15с. Широкий угол позволит вам снимать с позиции невозможной с нормальным объективом. Фокусировка становится более легким делом в силу большой глубины резкости. Наводка на резкость будет более быстрой по причине того, что перемещение линзы идет по более короткому пути чем в обыкновенном объективе. Вы можете сделать собственный автопортрет держа камеру на вытянутых руках и захватить в кадр еще более интересный объект чем вы сами (шутка). Не забывайте про широкоугольное макро. Этот вид съемки дает большую свободу для творчества. Из основных недостатков широкоугольных объективов и насадок можно отметить их высокую цену и большие габариты как самого объектива так порта если речь пойдет о боксе. Разница между насадкой и собственно широкоугольным объективом примерно такая же как между ложкой совмещенной со штык-ножом и нормальным столовым прибором. Вроде и заколоть можно да и суп съешь, а не удобно. Качество насадок конечно хуже по объективным причинам (менее светосильные), хотя их основное преимущество это смена под водой в зависимости от подходящих условий, что дает потрясающую гибкость для любительской съемки. Другая проблема подстерегающая любителей только цифровых камер это закономерное уменьшение угла "цифровой оптики" по причине меньшего по сравнению с размером пленочного кадра формата светочувствительной матрицы. При кроп-факторе 1,5-1,7 в цифровых камерах объектив из 15мм превращается в 25мм с вытекающими отсюда последствиями (использования стандартных "пленочных” линз). Правда, полноформата скорее всего вернет все на свои места, да и специализированные объективы, рассчитанные именно на этот фактор уменьшения уже давно выпускаются никоном.
Итак, выбирайте правильный сезон без дождей и с потенциально чистой водой, ищите красивые места, покупайте как минимум насадку в 16мм от Sea&Sea или Inon-a для вашей цифровой камеры или фишай с дорогущим портом для боксируемой, и вперед за "профессиональными" фотографиями.